Портрет Рембрандта продается в Москве за $100 млн. Атрибутируемый ученику Рембрандта Карелу Фабрициусу «Портрет пожилого мужчины» выставлен в антикварном салоне за $300 000. По знакомым продают несколько Малевичей, а также Кандинского музейного уровня. Арт-дилеры говорят, что шедевры уходят быстро. Как отмечает коллекционер Сергей Александров, оттого что мировые аукционные дома отменили русские торги, «на отечественном рынке почти ничего не изменилось. Работы, которые появлялись на этих аукционах, так или иначе все равно находят путь на российский рынок»
Распродаж серьезных коллекций с прошлой осени не произошло. Вероятно, самая громкая продажа — это коллекция Александра Липницкого, но она связана со смертью музыканта в 2021 году, а не с внешними обстоятельствами.
В конце 2022 года Аукционный дом Клуба коллекционеров графики продавал часть икон из собрания Липницкого, собрав примерно 15 млн рублей. Весной 2023-го отдельные иконы Липницкого были представлены в рамках «Арт Москвы» на стенде Vladey Modern, а летом на торгах Vladey почти полсотни картин и икон ушло за €1,4 млн.
За последний год почти каждая галерея, будь то антикварная или современного искусства, попробовала организовать собственный аукцион. Александр Киселевский, глава платформы Bidspirit, на которой проходит большинство российских онлайн-аукционов, сообщил Forbes, что за год, с осени 2022 года, состоялось 2092 аукциона живописи и предметов декоративно-прикладного искусства с продажами более чем на 1,5 млн рублей за аукцион. Было выставлено 250 134 лота, из них продано 92 958. Общая выручка составила $22 498 000.
Одним из лидеров аукционной гонки стал Санкт-Петербург. По данным Bidspirit, на сегодняшний день 10 санкт-петербургских аукционных площадок достигают результативности выше 1,5 млн рублей. За год на онлайн-торгах этих аукционов было продано 43 193 лота. Как афористично замечает коллекционер, вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Михаил Перченко, не стоит забывать, что из 1,5 млн жителей Петербурга в 1903 году почти 1,2 млн могли позволить себе мебель красного дерева и кое-что из искусства.
В октябре на торгах ARTinvestment.RU «Венеция» Василия Поленова ушла с молотка за 64,9 млн рублей. Но рекорд цены для художника по-прежнему принадлежит Bonhams: £4 млн в 2011 году за картину «Кто из вас без греха?».
В марте 2023 года возобновились торги аукциона MacDougall’s. На онлайн-площадке drouot прошла сессия «Парижская школа и другие мастера», выручка которой составила порядка £750 000, но больше половины лотов продать не удалось. К лету ситуация улучшилась: продаж было больше, а суммарная выручка составила более £1 млн. Топ-лотом торгов стал «Портрет отца Иоанна Цветкова» Ильи Репина, проданный чуть выше эстимейта, за £312 525.
Появляются произведения русского искусства и на других мировых аукционах, но в других разделах: среди полотен старых мастеров или импрессионистов. В феврале за рекордные $45 млн на Sotheby’s ушла картина Василия Кандинского «Вид на Мурнау с церковью II».
Продажи ярмарки молодого современного искусства blazar составили в сентябре 46 млн рублей. Были отдельные крупные продажи (дороже 500 000 рублей), но в основном цены держались в диапазоне до 300 000 рублей. Повышенным спросом пользовались декоративные работы, включая керамику.
Ярмарка Cosmoscow отчиталась лишь о количестве проданных работ (более 500) в ценовом диапазоне от 4000 до 6 млн рублей, а также о рекордном числе посетителей (более 31 000 человек). На ярмарке были проданы работы нонконформистов второй половины ХХ века: Эрнста Неизвестного (6 млн рублей), Евгения Михнова-Войтенко (4,5 млн рублей).
Международных участников на Cosmoscow не было. Зато они были на ярмарке «Арт Москва», которая в апреле принимала в Гостином Дворе галереи из Нигерии, Ирана и Чехии. Отдельно были представлены работы из собрания сербского коллекционера Владимира Пешича.
В ситуации, когда международный музейный обмен поставлен на паузу, главным источником формирования выставочных проектов музеев стали частные коллекции. Московский музей современного искусства проводит выставки работ из собраний Дмитрия Пумпянского, Романа Бабичева, Сергея Александрова и других коллекционеров на своей главной площадке на Петровке. Только за первые четыре месяца 2023 года работы из коллекции Романа Бабичева участвовали в 12 выставочных проектах, в том числе в Пушкинском музее и Музее русского импрессионизма.
Коллекционер Антон Козлов, собирающий работы Ильи Кабакова, Юрия Злотникова, Михаила Рогинского, запустил собственный YouTube-канал «Пока все дома у Антона», где обсуждает искусство с экспертами.
Благодаря усилиям 10 коллекционеров и куратора Марины Лошак Нижегородский художественный музей собрал выставку в честь 90-летия классика российского неофициального искусства Эрика Булатова. Работы на выставку дали и те коллекционеры, кто уехал из России, и те, кто попал под санкции. Как заметил Петр Авен в разговоре с Forbes, творчество Булатова — часть культурного ДНК современной России.
Музей русского импрессионизма продолжает показывать малоизвестные шедевры из провинциальных музейных собраний. Все выставки музея, лишенного финансовой поддержки своего основателя Бориса Минца, — результат фандрайзинга. 40% своего бюджета, как сообщила Forbes директор Юлия Петрова, музей зарабатывает сам. Жемчужина выставки «Автор неизвестен» (до 21 января 2024 года) — привезенная из Тюмени абстракция Василия Кандинского «№207. Без названия» 1916 года, авторство которой было забыто более чем на полвека.
Коллекционер Наталия Опалева, вместе с Полиной Лобачевской открывшая в 2015-м Музей Анатолия Зверева на 2-й Тверской-Ямской, к 2023 году оказалась родоначальницей множества проектов в российском современном искусстве. Опалева финансирует работу над 22-м томом «Истории русского искусства» (в 22 томах), фундаментальным проектом Института искусствознания. Несколько лет входила в попечительский совет Третьяковской галереи и поддержала ряд выставок. В этом году она подарила Русскому музею, где выставляла свою частную коллекцию, три работы Петра Беленка. Опалева говорит, что ее деятельность определяет логика развития коллекции: «Уже через три года после открытия Музея Анатолия Зверева, основанного на моей коллекции Зверева и дарении 600 работ Алики Костаки, стало ясно, что и музей, и коллекция не замыкаются только на наследии одного художника». Так музей поменял название на AZ и распространил интересы на всю историю неофициального советского искусства второй половины XX века. Следом потянулись современные художники. Музей учредил премию в области современного искусства Zverev Art Prize. Около 15 работ номинантов премии Наталия Опалева купила в коллекцию музея. Музей поддерживает фестиваль в Иванове «Первая фабрика авангарда», где до 15 января 2024-го идет выставка 100 работ из коллекции AZ. Наряду с Франсиско Инфанте, Олегом Целковым, Михаилом Шемякиным выставлены Тимофей Радя, Ирина Корина, Павел Отдельнов. «Для проектов молодых художников мы открыли экспериментальную площадку на Маросейке, AZ/ART», — рассказывает Наталия Опалева. Ее заботит не только представление искусства, но и его осмысление. В этом году музей учредил премию «Zverev art Prize. Взгляд. Интерпретация. Позиция» за книги и статьи о современном искусстве на русском языке.
В 2023 году заметно укрепили свои позиции уже существующие частные выставочные пространства, такие как Фонд Андрея Чеглакова и фонд Ruarts, а также появились новые. Летом в московском фонде In artibus прошла выставка работ Татьяны Мавриной, которая сделала бы честь любому музею.
В августе состоялась отчетная выставка девятого сезона «Открытых студий» ЦСИ «Винзавод». Центр, основанный Романом и Софьей Троценко, работает более 15 лет. «Открытые студии» — проект, рассчитанный на то, чтобы помочь молодым художникам выйти на рынок. Работы резидентов «Открытых студий» продаются на аукционах и мелькают на ярмарках blazar, «1703», «Арт Москва» и «Контур».
В октябре на территории комплекса Москва-Сити открылось новое пространство основанного Стеллой Кесаевой Stella Art Foundation. По сравнению со старым помещением в Скарятинском переулке выставочные площади выросли в 10 раз, составив 1000 кв. м. Новоселье отмечают масштабной выставкой работ классиков соц-арта: Бориса Орлова и Сергея Шеховцова (до 31 января 2024 года).
Активно работает фонд культуры «Екатерина» Владимира и Екатерины Семенихиных. В залах фонда до 19 ноября идет ретроспектива московского концептуалиста Андрея Филиппова, которую куратор Елена Куприна-Ляхович собрала из частных коллекций и наследия семьи.
В конце года празднует свой первый день рождения специализирующийся на конструктивизме Центр «Зотов», занявший здание бывшего Хлебозавода №5. За год центр провел две большие выставки-исследования («1922. Конструктивизм. Начало» и «Логос: голос конструктивизма»), а также открыл серию персональных выставок проектом «Родченко.Личное» (до конца января 2024 года).
Возобновил свою выставочную деятельность Дом культуры «ГЭС-2». Музей «Гараж» по-прежнему не проводит выставок, но занят исследовательской, просветительской и архивной работой. В издательской программе уже вышли в свет 10 книг о современном искусстве, готовятся еще две.