На главную Обратная связь English version
Поиск по сайту     
Главная › Пресса › "Документа" увидит якутский фольклор в московском варианте // Алексей Мокроусов, Известия, 09.06.2012
Новости Деятельность фонда Выставки Издания Пресса Видео Xудожники Вечера в Скарятинском Контакты

"Документа" увидит якутский фольклор в московском варианте // Алексей Мокроусов, Известия, 09.06.2012

 


"Документа" увидит якутский фольклор в московском варианте
Алексей Мокроусов, Известия, 09.06.2012


Белые стены, минимум произведений и толпы зрителей — первое знакомство с "Документой" может расстроить неспециалиста. Но входные залы музея Фридерицанум, оформленные в минималистской стилистике, — лишь эпиграф к огромной выставке, раскинувшейся по всему Касселю. В других местах обстановка повеселее.

В Новой галере, например, посетителей просят разуться и пройти в наглухо закрытую комнату. Вскоре из нее начинает раздаваться оглушительные крики, потом всё замолкает, а люди выходят оттуда лишь через полчаса. Что там с ними происходит — никто не говорит, а попробовать на себе акустическую силу искусства рискнет не всякий.

В огромном парке "Документы" кормят настоящим арабским кускусом. Это не благотворительность со стороны организаторов, но стремление привлечь внимание к проблеме Западной Сахары, откуда и приехали настоящие поварихи.

О независимости Западной Сахары в ООН говорят почти 40 лет. "Документа" решила поучаствовать в дискуссиях. Это — один из многих примеров интереса к политике, вне которого искусство сегодня себя не мыслит.

Еще куратор "Документы", американка с болгарскими корнями Каролин Христов-Бакарджиев, хотела привезти из Аргентины 30 т метеорита — но проект Гильермо Файвовича и Николаса Гольдберга в изначально задуманном виде так и не показали, Старый Свет увидел его сокращенную версию. Означает ли это, что удел куратора — провозглашать лозунги и удивлять интервьюеров?

У нынешнего куратора, писателя и арт-критика, к этому особые склонности. Газеты долго бились, например, над ее призывом гарантировать клубнике равные права, пока не поняли — речь о генной инженерии и о всеобщем праве определять свою судьбу.

Но такова судьба создателей "Документы" — на несколько лет они становятся если не властителями дум, то уж точно главными героями арт-мира. Их идеи, статьи и высказывания обсуждаются всеми.

Кассель организует "Документу" в 13-й раз. Впервые ее провели в 1955 году, и с тех пор повторяют раз в пять лет. Выставка стала "самой-самой" в мире современного искусства. Здесь нет национальных павильонов, как на Венецианской биеннале, — соответственно, нет и борьбы амбиций. Об участии в "Документе" грезят все художники мира, как успешные, так и безвестные. Но мастерам коммерческого искусства в Кассель не пробиться, разве что посмертно.

В этом году, например, среди участников заявлен Сальвадор Дали. Вообще художников прошлого много как никогда. Здесь и итальянский гений бессобытийной живописи Джорджо Моранди, и классик американской фотографии Ли Миллер. Их работы — подспорье не столько для легализации современных арт-поисков, сколько для системы координат, важной для истории искусства.

Русское участие на "Документе" никогда не было представительным. Наше искусство многие воспринимают как маргинальное, а не действительно актуальное, авторов из России редко встретишь на международных проектах. Но в Кассель пригласили 29-летнюю московскую художницу Александру Сухареву, чья инсталляция вдохновлена якутским фольклором. Сухарева училась в Строгановке, в столичном Институте проблем современного искусства и в Швеции. Ее творчество близко интересам нынешнего куратора: размышлениям о человеке, природе, обществе и их взаимосвязи.

Другое российское участие — не менее принципиальное. В качестве партнера "Документа" пригласила московскую Stella Art Foundation (она отвечает сейчас за российский павильон в Венеции). В Касселе Stella Art представляет одну из самых известных в мире международную группу e-flux, где есть и выходец из России. В Москве сейчас проходит ее выставка Time/bank, с лекциями крупнейших искусствоведов и художников и обедами, которыми кормят в обмен на время. Об этом проекте всемирной замены денег на время, которым можно рассчитываться за любые услуги, художники рассказывают в Касселе в специальном павильоне.

Быть партнером "Документы" — почетно, равных этому проекту в мире нет. Искусством ради искусства сегодня готовы заниматься немногие. Большинство ждет пиар-эффекта, отдачи на вложенные средства. Но искусство — не счет в банке и не поставщик новостей для глянцевых журналов. Иначе главными в мире были бы салоны и ярмарки. Для кого-то так оно и есть, но даже эти люди раз в пять лет, бросив всё, устремляются в Кассель.  

Оригинал материала

121069, Москва, Скарятинский переулок д.7
тел.: +7 495 691 34 07 факс: +7 495 691 25 63
121069, Moscow, Skaryatinsky pereulok 7,
tel: +7 495 691 34 07 fax: +7 495 691 25 63
Обратная связь
Наша группа в facebook Наша группа в facebook