Пресса

Художники научат, как пообедать искусством

Алексей Мокроусов / 15 мая 2012 Художники научат, как пообедать искусством

В московском фонде Stella Art открылась выставка, которую уже сейчас можно назвать самой необычной выставкой года. В течение полутора месяцев художники группы e-flux будут кормить зрителей обедами. Но не каждый день и не всех. 

Чтобы поесть еды, приготовленной лично художниками, надо зарегистрироваться на сайте проекта www.e-flux.com/timebank. Это настоящий банк времени. В роли денег выступают часы и минуты, которые зритель может предложить в виде какой-нибудь полезной работы. 

Сейчас на стенах галереи в Скарятинском переулке развешаны объявления с сайта проекта. Здесь и обещание тренера верховой езды обучить вас конкуру, и предложение для массажиста плечевых суставов, и выражение готовности «одолжить» своего 11-месячного ребенка для похода в музей (последнее может быть выгодно, так как в Америке визит с ребенком в музей — дешевле). 

В обмен участник получает деньги, которыми можно расплачиваться за услуги других людей. Так, обед в ресторане стоит полчаса времени. Время можно обменять и на внутренние деньги проекта. Их принимают к оплате во многих европейских музеях. В Гааге и Нью-Йорке появились магазины, в которых действуют эти деньги — там продаются не только картины и эстампы, но и, например, оливковое масло (тоже сделанное художниками). 

Подобные «банки времени» известны давно. В середине 1970-х их концепцию разработал эстонский психолог и химик Владлен Лившиц, создавший первый такой банк на хлебокомбинате в Кохтла-Ярве. После этого идею переняли и в США. Там банки в основном создавали в замкнутых социальных группах — например, фермеров или юристов. Обмен временем здесь понятен: я на своем грузовичке помогаю тебе перевезти продукцию, а ты помогаешь с уборкой сена. Или: я даю консультацию о подоходных налогах, а в обмен получаю консультацию о наследстве. 

Подобных ресторанов, работающих по принципу time/food (время/еда), в мире уже несколько. Они открыты в Берлине и Нью-Йорке, московский стал третьим, впереди открытие в Гааге. 

Проект строится на доверии, поэтому никто особо не отслеживает персональную честность участников: не набрал ли тот слишком много времени в кредит, не сжульничал ли при помощи техники (об этом немало спрашивали на пресс-конференции в фонде Stella Art; чувствовалось понимание российских реалий). 

Идея создать «банк времени» в мире искусства выглядит универсальной. Она отменяет классические деньги и позволяет людям напрямую обмениваться своими талантами и способностями. К участию приглашаются все желающие, безработные и студенты, яппи и звезды арт-сцены. Но и без искусства никуда. 

После обедов — всего их запланировано 13 — начинаются лекции и дискуссии. Они объединены темой «Искусство и восстание» и посвящены современному арту и его связям с обществом. 

Среди обсуждаемого следующие сюжеты: «Искусство и политика: охотиться по утрам, критиковать после обеда?», «Новый дидактический музей и конец эпохи критического паразитизма» и «Протестуя против капитализма, бессознательно его желая». 

Среди выступающих — ведущие художники и критики России и мира, в том числе недавний лауреат главной премии Pinchuk Art Centre Никита Кадан. 

Прочитает лекцию Антон Видокле, один из главных персонажей московского проекта. Москвич, он подростком уехал в Америку, где основал журнал и группу e-flux. Сейчас живет и работает в Берлине, а кухню любит мексиканскую. В программу первого обеда Антон включил гаспачо и курицу в шоколадно-томатном соусе с мексиканским рисом. 

Выступит в Москве и живая легенда американского искусства, 69-летняя Марта Рослер. Знаменитая феминистка и жесткий критик среднего класса, она прославилась фотографиями, фотоколлажами и видеоработами. Ее лекция заявлена на 23 мая и будет проходить на английском языке без перевода. 

Знания языка потребуют и другие выступления иностранных гостей. Россияне, не владеющие английским, смогут послушать соотечественников — Бориса Гройса, Павла Арсеньева и Александра Скидана. 

Кто не успеет на лекции, будет ждать до осени — в интернете к этому времени выложат видеозаписи всех лекций. Возможно, некоторые из англоязычных выступлений даже переведут на русский.