На главную Обратная связь English version
Поиск по сайту     
Главная › Пресса › Иван Чуйков. Теория отражения // Алексей Ковалев, Time Out Москва, 03.03.2008
Новости Деятельность фонда Выставки Издания Пресса Видео Xудожники Вечера в Скарятинском Контакты

Иван Чуйков. Теория отражения // Алексей Ковалев, Time Out Москва, 03.03.2008

 


Иван Чуйков. Теория отражения
Алексей Ковалев, Time Out Москва, 03-09.03.2008


Инсталляция «Теория отражения» впервые была показана в 1992-м в суперрадикальной тогда «Риджине», но датируется 1978 годом. Хотя и тогда работа носила чисто ностальгический характер.


Можно себе представить: сидит в конце 50-х упорный студиоз в худинституте им. Сурикова перед учебной постановкой, состоящей из бутылки, бокала и яблока. При этом пытается вызубрить самую передовую на свете марксистско-ленинскую «теорию отражения». В тот момент молодой художник Чуйков и не предполагал, что в 1965 году американец Джозеф Кошут выведет емкую и законченную формулу концептуализма — «Один и три стула». Реальный стул, фотография стула и энциклопедическая статья «Стул». Однако этот ответ на вопрос, что такое искусство, оказался слишком простым для Ивана Чуйкова, ставшего к тому времени одним из ключевых представителей московского концептуализма.

«Теория отражения» в версии 1992-го представляет собой ряд тяжелых деревянных рам, перед каждой стоят приснопамятные бутылка — бокал — яблоко. Но «отражаются» они то в зеркале, то в мастеровито написанном на холсте натюрморте, то отсвечивают через прозрачное стекло, то лихо нарисованы прямо на зеркале. И что в этом случае будет искусством? А что реальностью? Ответ ищите в «Словаре терминов московского концептуализма». Там сказано, что отражается только «относительность и условность всех способов репрезентации». Вторая инсталляция, показанная в «Стелле», также представляет собой объект исторического и музейного значения. В середине датированного 1994 годом «Аналитического древа» располагается советская открытка с банальным пейзажиком в рамке из дурацких цветочков. От этого шедевра в разные стороны расходятся стрелки и указатели, которые ведут к живописным фрагментам, напоминающим то абстрактный экспрессионизм, то поп-арт, то еще какой-нибудь эпизод из истории искусства ХХ века. Получилась то ли живописная шарада, то ли историческая басня про то, как находившиеся в информационной блокаде художники аналитически вычисляли, что же такое современное искусство, по случайным фрагментам, долетающим с той стороны железного занавеса. Вышло очень адекватно. Но племени младому этот ход уже не поможет — придется самим тащиться в Помпиду и Гуггенхайм, все понимать на месте.

Оригинал материала


121069, Москва, Скарятинский переулок д.7
тел.: +7 495 691 34 07 факс: +7 495 691 25 63
121069, Moscow, Skaryatinsky pereulok 7,
tel: +7 495 691 34 07 fax: +7 495 691 25 63
Обратная связь
Наша группа в facebook Наша группа в facebook