Пресса

Рафаэлевская Мадонна оказалась рядом с русским матросом

ТВЦ / 27 октября 2008 Рафаэлевская Мадонна оказалась рядом с русским матросом

В венской картинной галерее Музея истории искусств рядом с картинами Тициана, Тинторетто, Брейгеля, Дюрера, Рубенса разместился российский андеграунд — от классиков московского концептуализма до корифеев соц-арта.

В Вене, в картинной галерее Музея истории искусств, авторитетнейшем академическом хранилище мирового уровня, рядом с картинами Рубенса разместились работы российских и советских авангардистов. Не странно ли такое соседство?

В этих залах средоточие вкуса, пропорций и цвета: Тициан, Тинторетто, Брейгель, Дюрер, Рубенс. Художники и их картины, которые на всех языках мира называют классикой жанра.

Картинная галерея венского Музея истории искусств считается одной из крупнейших в мире; здесь в 91 зале собраны живописные полотна лучших представителей западноевропейской школы. Начиная с XV века, их начал собирать представитель австрийской династии Габсбургов. И, казалось бы, в этой колыбели классического искусства нет места экспериментам, однако это не так.

В искусство прошлого ворвалась современность: Советский Союз и Россия во временном отрезке в 30 лет. 40 работ 17-ти российских художников от классиков московского концептуализма до корифеев соц-арта. Казалось бы, почему русский художественный андеграунд представлен в стенах академического музея?

Вильфрид Зайпель, гендиректор Венского музея истории искусств:
— Выставка такого масштаба заслуживает того, чтобы ее проводить в Венском музее истории искусств. Наш музей стремится расширять временные рамки, ведь история не заканчивается на XIX веке, — мы творим ее каждый день.

Сходство и противоречия двух направлений русского искусства, рожденных в оппозиции официальной пропаганде серпа и молота, вылилась в масштабную арт-презентацию. Здесь смутный объект искусства никогда не обретет четкие грани.

Владимир Левашов, куратор выставки:
— Исторический опыт при всей разности имеет некоторые сходства, скажем, Австрия — империя, и даже красные цвета, на фоне которых мы стоим, и темно-красное золото — это имперские цвета. Ничего вам это не напоминает? Напоминает! Безусловно, поэтому на основе сходства и различий возникает интерес и интрига.

«Подначивание» системы, многие годы подавляющее творческие умы, теперь стало смелым проявлением художественной воли, — ведь за плохое поведение уже не исключат из комсомола, и европейцам это искусство нравится.

Цецилия Бишхоф, экскурсовод, доктор искусствоведения Венского музея истории искусств:
— Картины Дюрера волнуют не меньше картин современных художников, и никакого противостояния между авторами нет. Любое искусство современно, поэтому здорово их объединить в одном музее.

И пока панбархат, ниспадающий с Мадонны Рафаэля, успокаивает и расслабляет, самоуверенной поступью уже чеканит шаг русский матрос, он и заставляет задуматься, каков же он — смутный объект искусства.