Пресса

«Poets Machine» и российские международные коллекционеры

Мария Марагу, Eleftherotypia / 05 октября 2009 «Poets Machine» и российские международные коллекционеры

(перевод с греческого)

В Салониках, благодаря содействию компании компании artBΟΧ и гостеприимному приему Второй Биеннале современного искусства в Салониках, встретились два международных проекта. Это, во-первых, амбициозный проект арт-директора 53-го Венецианского Биеннале Даниэля Бирнбаума «Making Words», и во-вторых — проект презентации части коллекции Stella Art Foundation в форме выставки, устроенной куратором Талией Стефаниду в здании Образовательного Фонда Национального Банка. Внося свой вклад в развитие греко-российской дружбы, обе инициативы, вместе с тем, отражают тенденции молодого российского капитала, стремящегося — прямо скажем, небезуспешно — выработать собственную линию в сфере современного искусства.

Лозунг Бирнбаума: «Мир творит поэзия» и его остроумная идея об организации действенного участия поэзии и ее визуальных атрибутов в основной выставочной программе Венецианской Биеннале этого года не сработали по вполне практическим причинам, связанным со сложностью их реализации на открытом пространстве.

В шумной толпе, которая собирается при открытии Биеннале, поэзии трудно захватить внимание слушателей и зрителей. Кроме того, под ярким июньским солнцем Венеции задуманный фон поэтического проекта: Poets Machine и видеопроекции Юлы Хаджигеоргиу — просто-напросто «потерялись». Между тем в Салониках, ставших вторым «прогоном» Poets Machine после Венеции, когда изображения были очень четко видны в портовых складах и хорошо координировались со звуком перформанса, а видеопроекции превосходно работали, и поэтические перформансы российских, греческих и кипрских поэтов, и визуальные презентации, организованные художниками Игорем Макаревичем и Еленой Елагиной (скульптурная инсталляция) и Юлой Хаджигеоргиу, прошли превосходно.

Приятная неожиданность

Хотя мы наблюдали его уже второй раз, все это «действо» в целом оказалось для нас приятной неожиданностью: в тихом зале мы ясно слышали голоса поэтов, могли следить за выражениями их лиц и, конечно, имели возможность читать тексты и видеть проекции на экране.

Что касается основной выставки российских, и не только российских, художников в здании Образовательного Фонда Национального банка, которая продлится до ноября, она тоже преподносит сюрпризы, и вместе с тем дает ключи для прочтения и освоения нового в самых разных аспектах.

Stella Art Foundation — это некоммерческий фонд, созданный в ноябре 2004 г. коллекционером Стелой Кесаевой для продвижения российских художников и учреждения в Москве музея современного искусства. Г-жа Кесаева, супруга очень состоятельного россиянина, ведет свою деятельность по всей Европе, владея коллекцией работ, которую она уже представляла в Вене и Венеции, с перспективой дальнейшего продолжения подобных акций. Это качественная коллекция, которая решает задачи национального значения, так как здесь работы российских художников взаимодействуют с работами их коллег из других стран, и вместе с тем защищает идею продолжения исторической традиции конструктивистов.

Куратор Талии Стефаниду провела образцовую работу в плане отбора произведений и их пространственной организации. Главной осью экспозиции является «Портрет Стеллы Кесаевой» работы Алекса Каца, ее дополнительной точкой опоры — портрет некоей Алисы, или Лолиты, работы Олега Кулика, а также фотография двух женских скульптур, снятых с заднего плана, известного российского художника Андрея Монастырского.

Выставка с иронией повествует о былой славе России изображениями газетных страниц и рисунками Вагрича Бахчаняна, воссоздает абсолютно красное пространство крови и братских могил, язвительно отзывается о сегодняшнем дне работами Никиты Алексеева, Евгении Емец и Александры Галкиной, а также находит явные или скрытые ассоциации между творчеством Джозефа Кошута и российского художника Алексея Булдакова.

Комната воспоминаний

Игорь Макаревич и Елена Елагина — супружеская пара российских художников — создает комнату памяти рядом с работами Ильи и Эмилии Кабаковых, ставших знаменитыми на Западе, и фотографии Роберта Мэплторпа также находят свои соответствия в работах молодого поколения российских художников.

Выставка защищает искусство, и вместе с тем отбирает его произведения, дающие ответ на актуальные социальные и политические вопросы. Весьма интересна, например, трагическая работа Дмитрия Цветкова «Шанель» — военная шинель с орденами, выставленная как образец высокого швейного искусства, и сравнивающая значения этого слова в западном мире и в российской культуре. Это слово вызывает в нашей памяти Коко Шанель и ее идеи, то же самое происходит, я думаю, и с современными нам россиянами, однако близкое слово «шинель» означает по-русски совсем другое.