Пресса

Ковры, скелеты и зародыши

Татьяна Завьялова, Голос России / 30 декабря 2009 Ковры, скелеты и зародыши

Известная московская галерея «Стелла-Арт» перед Новым годом превратилась в кунсткамеру.

Медиа-художник Владислав Ефимов показывает здесь новую инсталляцию под названием «Пугающаяся коллекция». Ряды черных вертикальных ящиков-витрин, в которых демонстрируются самые разные бытовые предметы. В ячейках можно увидеть и веер, и армейскую фляжку. Пара подстаканников соседствует с вазочкой. А старый фотоаппарат оказался в окошке напротив жестяной банки из-под леденцов. Если подойти, чтобы рассмотреть все это поближе, то фотоэлемент тут же «считывает» посетителя и запускает электронную систему: предмет словно пугается и отскакивает вглубь ячейки. При этом еще громко «высказывается», начиная постукивать, звенеть или завывать. У каждой из 60 вещей своя реакция и свои звуки.

Художник Владислав Ефимов построил почти «музейную» инсталляцию для изучения особого мира, который составляют окружающие нас вещи и предметы. Он уверен, что этот мир реагирует на живых людей, и, более того, может определенным образом воздействовать на нас и даже с нами контактировать. Коллекция со временем может превратиться в музей, считает Владислав Ефимов. А кунсткамера, по его мнению,- идеальная форма экспонирования для частного собрания.

«Там могут быть анатомические препараты, скелеты и зародыши в банках, а рядом костюмы, ковры и другие вещи. Это как бы, собрание редкостей для изучения или просто для наслаждения красотой. Кунсткамеры вызывают у меня чувство некой барочной избыточности, когда человек коллекционирует диковинные вещи одновременно для собственного образования, систематизации и для удовольствия. То есть, это такое зарождение научного подхода к освоению мира», — сказал Владислав Ефимов.

Так, Владислав Ефимов формулирует свой собственный метод художественного познания мира. Все предметы коллекции художника происходят из дома и, как он утверждает, отражают историю одной конкретно взятой семьи и «взаимоотношения» вещей с ее членами.

«Есть оболочка, а есть начинка, — продолжает Владислав Ефимов. — Начинка — это художественная идея, а оболочка — это аттракцион, который я построил. Может быть кого-то это просто повеселит. Но бывает часто, что люди смотрят на аттракцион, а потом начинают задумываться. Мысль-то моя проста, и понять ее несложно. Конечно, в этом есть некоторая художественная условность, потому что в принципе можно любую вещь наделить качествами отношения к миру. Здесь условность для наглядности».

«Пугающаяся коллекция» будет развлекать посетителей до 14 февраля 2010 года. И как знать, может быть принесет лауреату премии «Инновация-2009» Владиславу Ефимову еще одну награду в области современного искусства.

упомянутые Художники