Пресса

Вдох-выдох

Жанна Васильева, Итоги / 22 января 2007 Вдох-выдох

Москва продолжает знакомиться с творчеством Young British Artists (YBA) — радикальных английских концептуалистов, ставших известными в начале 90-х. В конце прошлого года галерея «Триумф» привозила проект Дэмиана Херста «Новая религия». И вот сейчас почти в течение месяца Stella Art Gallery будет показывать работу Марка Куинна с названием, похожим на формулу, — «ХХY».

Марк Куинн прославился в свое время тем, что создал автопортрет из... собственной крови. Идея очевидна — лишить образ абстрактности, вернуть ему чувственность плоти. Добиться того, чтобы портрет стал частью оригинала. Короче, Куинн в течение пяти месяцев сдавал сам себе кровь. Из замороженной до состояния льда крови скульптор и создал композицию «Я сам» (Self). Показывали ее в стеклянном контейнере, низкую температуру обеспечивала холодильная установка. Кстати, года полтора назад она была продана одному американцу за полтора миллиона фунтов стерлингов. Несмотря на пугающий натурализм материала, сама работа вполне традиционна. Те, кто ее видел, сравнивают с посмертными масками. Так что при всем шокирующем новаторстве используемого материала англичанин фактически обращается к архаической первобытной традиции.

На этом противоречии Куинн вообще любит играть. Если он берется за классический материал скульпторов — белый мрамор, будьте уверены — изваяет из него отнюдь не Афродиту. Точнее, не такую Афродиту, какой ее себе представляли древние. Его мраморная женщина, установленная в 2005 году в центре Лондона на Трафальгарской площади, лишена рук, у нее почти нет ног, при этом она на сносях. Куинн, заметьте, выступает тут как реалист: 13-тонная мраморная статуя — портрет реальной англичанки Элисон Лэппер, инвалида детства. Кто-то увидел в этом художественном акте торжество политкорректности и защиту прав инвалидов на полноценную жизнь. Кто-то — возвращение к страшно популярному в XIX веке викторианскому паноптикуму с его многочисленными уродцами. Но если отвлечься от оригинала и от публицистики, то нельзя не заметить, что эта с совершенством выточенная мраморная глыба напоминает Венер каменного века, беременных как на подбор, воплощавших мощь жизни и жажду плодородия.

Что касается композиции «ХХY», привезенной в Москву, то вначале кажется, что перед тобой просто очень красивая абстрактная композиция — что-то вроде огромных серебряных капель разной формы на красном фоне. Приглядевшись, обнаруживаешь, что одна капля похожа на раковину, другая — на руку. А две самые крупные, удлиненные расположены почти симметрично. И вообще кажется, у них есть головы. За серебристой абстракцией начинает маячить триллер. Но все же дорога ведет не к Хичкоку... Разгадку названия из трех букв, как намекает пресс-релиз, имеет смысл искать в высшей биологии. Куинн соединяет в названии два типа набора хромосом: ХХ (определяющий женский пол) и ХY (соответственно — мужской). В правильном наборе хромосом должно быть четыре. Куинн их сокращает до трех. Может быть, конечно, скульптор подводит к мысли о бездумной жестокости природы, чья генетическая лотерея иногда непредсказуема. Но, возможно, напоминает предание об андрогине... Тогда серебристые капли, так и не слившиеся в одно целое, говорят не столько о роке, сколько о недостижимости человеческой мечты, о гармонии и совершенстве. Кстати, послание об этом изваяно из итальянского выдувного стекла, посеребренного изнутри... Форма его создается дыханием стеклодува. Получается, что композиция Куинна хранит дыхание жизни.

упомянутые Художники