Stella Art Foundation объявляет о культурном проекте «Москва-Салоники 2009». Осенью 2009 года Фонд становится одним из основных участников 2-й биеннале современного искусства в Салониках, организуя целый ряд художественных событий в рамках параллельной программы биеннале.
Выставка «Subjective Visions/Работы из коллекции Stella Art Foundation» станет ключевым мероприятием программы. Данный проект продолжит показ собрания Фонда в европейских музеях и выставочных залах. Ранее коллекция демонстрировалась в венском Музее истории искусства в 2008 году и в венецианском музее Ка Реццонико в рамках параллельной программы 53-й Венецианской биеннале.
Куратор салоникского проекта Stella Art Foundation Талия Стефаниду размышляет на темы существования современного искусства и культуры. На выставке «Subjective Visions» она пытается ответить на вопросы: «Как возникает произведение искусства? Как создается коллекция? Как содержание коллекции трансформируется в новых выставочных пространствах и с учетом индивидуального видения куратора?»
Впервые презентация коллекции Stella Art Foundation включает произведения не только российских, но и иностранных художников. Всего около ста работ. Среди которых произведения: Никиты Алексеева, Юрия Аввакумова, Юрия Альберта, Вагрича Бахчаняна, Ольги Чернышевой, Майкла Крейг-Мартина, Евгении Емец, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Александры Галкиной, Александра Гнилицкого, Дмитрия Гутова, Институции нестабильных мыслей, Ильи и Эмилии Кабаковых, Алекса Каца, Марии Константиновой, Джозефа Кошута, Олега Кулика, Роберта Мэпплторпа, Андрея Монастырского, Ильи Трушевского, Дмитрия Цветкова, Спенсера Туника.
При поддержке Stella Art Foundation в Археологическом музее Салоник, знаменитом своим собранием древнегреческого искусства, откроется выставка специального гостя биеннале Александра Джикии «Вариации на тему крито-микенских печатей».
Произведениям Джикии, известного художника, архитектора и графика, свойственна парадоксальностью, ироничность и виртуозное владение линией. В Археологическом музее Салоник выставлены работы из двух графических серий художника.
Современный греческий язык существует в двух вариантах — упрощенно-повседневном, и в аристократическом, византийски-сложном, который назывется «катаревуса». Изучая этот второй, уже исчезающий, вид греческого по учебнику Софокла Адриадеса, Джикия оказался очарован и языком и способом его преподнесения. В 2003 году появилась серия графических работ «Катаревуса». Она была выполнена в духе вольной интерпретации древнегреческой вазописи и приобрела формы очень свободного комментария к лиричным, элегантным, иногда поучительным фразам из грамматических упражнений.
Работы из второй серии, созданной в 2001 — 2002 годах, посвящены крито-микенским печатям и весьма точно следуют оригиналу. В отличие от фресок, керамики, скульптуры или металлических рельефов, печати сохранились значительно лучше, и по ним можно наиболее полно реконструировать космогонию крито-микенской цивилизации, ее изобразительные стили и сюжеты. Витальная сила крошечных изображений, соединение натурализма и мистицизма, знаковости и достоверной убедительности были тонко интерпретированы художником, став для него необычным примером обращения к образам, созданными другими художниками.
В 2009 году Хаим Сокол получил специальную премию, которую Stella Art Foundation вручает на ежегодном всероссийском конкурсе в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации для молодых художников «Новая Генерация». В качестве составляющей награды Фонд поддержал создание в Салониках памятника «Всем тем, кто здесь когда-то жил», включенного в параллельную программу биеннале. Монумент установлен на площади перед главным входом в порт Салоник и будет торжественно передан от имени Фонда в дар городу 19 сентября 2009 года.
Художник говорит о проекте: «Есть на земле несколько городов, в которых особенно сильно ощущается четвертое измерение — измерение времени. Салоники, безусловно, один из таких городов. Здесь помимо воли возникает желание создать нечто не в пространстве, но во времени. Кто-то назвал произведение искусства сигналом SOS, пущенным в грядущие века. Но мы уже живем в будущем, невероятном, далеком будущем, о котором даже пятьдесят-сто лет назад не могли мечтать. А потому я обращаю свою работу назад, в прошлое. Я пишу всем тем, кто здесь когда-то жил. И жду от них ответа».
Памятник представляет собой монументальную бетонную стелу высотой около четырех метров, с укрепленным на самом верху почтовым ящиком, куда практически невозможно положить или забросить письмо. На перекрестках, окружающих монумент, на время биеннале будут установлены точные бетонные копии почтовых ящиков Салоник, а на открытие городская мэрия разошлет «приглашения» по салоникским адресам людей, которые были вынуждены покинуть город. Салоники были основаны на родине Александра Македонского вскоре после его смерти в IV в. до н.э. С тех пор город знал и моменты расцвета, соперничая с Константинополем, и периоды упадка. За свою историю город входил в состав многих государств: Македонии, Римской империи, Византии, Венецианской республики, Османской империи, современной Греции. В разное время он представлял предмет интереса и нередких нападений фракийцев, готов, славян, болгар, арабов, крестоносцев. Ко всем населявшим Салоники народам в XV веке добавились двадцать тысяч евреев, изгнанных из Испании. Хаим Сокол создал памятник не величественным событиям истории этих мест, но всем без исключения человеческим судьбам, «песчинкам», из которых она в Салониках складывалась.
В помещениях порта Салоник, выходящих на главную набережную, будет показана инсталляция специальных гостей биеннале Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Общее дело 3», созданная при содействии Stella Art Foundation. Художники воспроизведут условное «выставочное» пространство с развешенными по стенам супрематически-абстрактными живописными композициями, смысловой и визуальной доминантой которого станет башня-колодец из буханок черного хлеба, сжатая конусом из трех наклонных деревянных лестниц, устремленных к невидимому, но подразумеваемому небу, и дополненная парным объектом в виде высокой кучи земли.
Инсталляция продолжает многолетнее исследование авторами семантики и визуализации «русской идеи», которую Макаревич и Елагина связывают с символикой хлеба, земли и утопическими исканиями, весьма свойственными русскому авангардному искусства и ученым-космистам.
Художники таким образом прокомментировали проект: «Название «Общее дело» мы заимствовали от основного труда русского философа Николая Федорова «Философия общего дела». Учение Федорова оказало огромное влияние на русских философов и писателей. Достаточно назвать такие имена как Лев Толстой, Федор Достоевский, Владимир Соловьев. Можно сказать, что из философии Федорова родилась идея Великой Утопии, предопределившая исторический ход событий ХХ века. Нас, прежде всего, интересует своеобразие идей «Философии общего дела», сочетающее в себе мистицизм и достаточно прямолинейный материализм. В своей работе нам хотелось восстановить чистоту учения Николая Фёдорова. Цандер, Колейчук, Чижевский и Циолковский — последователи его идей, фигуры значение которых еще предстоит переосмыслить. Хлеб в значении основы земной жизни играл первостепенную роль в учении русского космизма. Космос даст нам хлеб — утверждал Циолковский».
Успешный поэтический проект Making Words, впервые показанный на 53-й Венецианской биеннале под кураторством Даниэля Бирнбаума и Евгения Бунимовича, будет продолжен на 2-й биеннале современного искусства в Салониках. Московский поэтический клуб, основанный Stella Art Foundation, представит в сотрудничестве с компанией ArtBOX перформансы русских, греческих и кипрских поэтов в порту города Салоники. Во время поэтических выступлений художник Александр Джикия симультанно создаст графические работы. Платформа, спроектированная Гиулой Хаджигеоргиу и Яннисом Эпаминондасом как сценическое пространство для поэтических перформансов и акций, будет маркировать вход на выставку Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Общее дело 3». Поэтами-участниками из России станут Кирилл Ковальджи, Геннадий Каневский, Алексей Королев, Вадим Месяц, Андрей Тавров, Александр Рытов и Евгений Никитин.
Программа «Москва-Салоники 2009» осуществлена при поддержке Правительства Москвы; 2-й биеннале современного искусства в Салониках; Музея Современного искусства, Салоники; Археологического музея, Салоники; ArtBOX.gr | creative arts management, Греция; Образовательного фонда Национального банка (ΜΙΕΤ), Греция; издательства «Русский Гулливер», Москва.
Официальное открытие: 18 сентября 2009 г.
Поэтические чтения: 18 и 19 сентября 2009 г.
Выставки открыты для публики с 19 сентября по 1 ноября 2009 г.
Куратор выставки «Subjective Visions/Работы из коллекции Stella Art Foundation»: Талия Стефаниду
Помощники куратора: Анастасия Докучаева, Лидия Хаджиякову
Директор проекта: Александр Рытов
Художественный директор: Христос Саввидис
Кураторы поэтического проекта «Making Words»: Александр Рытов, Евгений Никитин, Василис Аманатидис, Дафни Никита, Христос Саввидис.
Архитектурный куратор: Яннис Эпаминондас
Адреса
Выставка «Subjective Visions/Работы из коллекции Stella Art Foundation»
National Bank Cultural Foundation / Thessaloniki Centre, 108 Vas. Olgas Street, 54643, Thessaloniki
Выставка Александра Джикии «Вариации на тему крито-микенских печатей»
Archeological Museum, 6 Manolis Andronikos St., 54621, Thessaloniki
Выставка Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Общее дело 3»
Port of Thessaloniki, Pier 1, Warehouse C
Памятник Хаима Сокола «Всем тем, кто здесь когда-то жил» будет открыт по адресу
Port of Thessaloniki, main entrance
Поэтические перформансы программы «Making Words»
Port of Thessaloniki, Pier 1, Warehouse C